Финансовая грамотность
«Нажить много денег — храбрость, сохранить их — мудрость, а умело расходовать их — искусство».
Бертольд Авербах
Стремительные изменения в экономике нашей страны позволяют судить о необходимости воспитания компетентного человека, умеющего не только зарабатывать деньги, но и рационально тратить свои финансы, согласно возможностям и потребностям. Сегодня одним из новых направлений в дошкольном образовании является формирование финансовой грамотности детей. Данное направление не совсем изучено и апробировано на детях дошкольного возраста.
С детства ребенок видит, как трудятся его родители, чтобы обеспечить материальное благополучие семьи. Ежедневно дошкольник слышит основные финансовые категории: деньги, покупка, магазин, банк, кредит и другие. Важно уже с дошкольного возраста заложить не только смысловые понятия этих финансовых категорий, но и показать значимость самого труда, его результативность, сформировать знания о необходимости приобретения той или иной вещи или покупки согласно семейного бюджета, основываясь на ее важности и необходимости семье.
В настоящее время возникла необходимость в пересмотре подходов и поиске новых идей к построению процесса формирования финансовой грамотности в детском саду и семье в соответствии с интересами детей, их потребностями и способностями.
Нормативно-правовая база
• Стратегия повышения ФГ РФ на 2017-2023 г.г.
• Соглашение о сотрудничестве Банка России с МОиН
• Стратегия воспитания до 2025 г.
Методическое обеспечение
• Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования "Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"
• УМ Пособие
• Сборник методических разработок ФГ ДО
Советы родителям по формированию у дошкольников экономического мышления
Каковы задачи экономического воспитания дошкольников?
Основными задачами является: развитие экономического мышления у детей, развитие представлений о трудовой деятельности людей, формирование бережливого отношения к деньгам.
Рекомендации по формированию у дошкольников экономического мышления:
1. Дайте ребенку карманные деньги, пусть он оплачивает мелкие покупки (мыльные пузыри, цветная бумага, игрушки). Пусть ребенок учится самостоятельно распоряжаться своими деньгами.
2. Некоторые родители платят ребенку за домашнюю работу (уборки игрушек, мытье полов). Но, по мнению психологов, так делать не стоит, потому что дети будут отказываться выполнять труд по дому бесплатно.
3. Подробно рассказывайте ребенку о своей работе, с какими трудностями вам приходится сталкиваться. Не думайте, что ребенку еще рано это знать. Малыш вполне способен понять, какой вид труда вы выполняете, за что вам платят зарплату.
4. Проведите экскурсию на ваш завод или предприятие. Можно просто приехать к заводу, погулять в парке и рассказать что-то интересное о вашей профессии. Не думайте о том, что это будет неинтересно вашему ребенку, потому что ваш сын, безусловно, получит престижную специальность. Если ребенок научится уважать труд простого рабочего, он легко вырастит до президента компании.
5. Покажите ребенку видео о том, как вы работаете. Если такого фрагмента у вас нет, просто поищите что-то похожее в интернете. Малыш будет иметь более полное представление о том, как производятся те или иные вещи.
Обучающие видео
Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»: